В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основ) право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления:
1) в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;
3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Вышеуказанные должностные лица местного самоуправления в соответствии со статьей 37 Основ вправе совершать для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населённом пункте, следующие нотариальные действия:
- удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;
- принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества;
- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
- свидетельствовать подлинность подписи на документах;
- удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
- удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- удостоверяют время предъявления документов;
- удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
- удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
- выдавать дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок.
Сведения о должностных лицах местного самоуправления направляются органом, в котором они работают, в территориальный орган Минюста России для учета в порядке и по форме, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 25 апреля 2023 г. № 79 «Об утверждении Порядка направления и формы сведений о должностных лицах местного самоуправления, имеющих право на совершение нотариальных действий в случае отсутствия нотариуса на территории муниципального образования».
Сведения об удостоверении или отмене доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС). Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий ЕИС в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
Глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения, глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района, уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае совершения указанных в части первой статьи 37 Основ нотариальных действий обеспечивают хранение, комплектование, учет и использование нотариальных документов. В случае упразднения поселения или преобразования муниципального образования нотариальные документы упраздненного или преобразованного органа местного самоуправления передаются органу местного самоуправления, являющемуся правопреемником такого органа местного самоуправления.
Файлы для скачивания: